К истории развития идей А. Вегенера — Часть 2
Остановимся теперь на рассмотрении основных этапов жизненного пути А. Вегенера.
Альфред Лотар Вегенер родился 1 ноября 1880 г. в Берлине в семье доктора теологии Рихарда Вегенера и его жены Анны Вегенер. После окончания берлинской гимназии А. Вегенер продолжил своё образование в Гейдельбергском, Инсбрукском и Берлинском университетах, где изучал специальные курсы по астрономии, метеорологии и геофизике. В течение года он работал в астрономическом обществе «Урания» в Берлине, а 24 ноября 1904 г. получил в Берлинском университете учёную степень доктора философии.
С 1 января 1905 г. А. Вегенер — технический ассистент аэрологической обсерватории в Линденберге, где вместе с ним работает его брат Курт Вегенер. Оба они в течение 5–7 апреля 1906 г., ведя метеорологические наблюдения в полете на воздушном шаре, устанавливают новый мировой рекорд продолжительности полёта — 52 ч, превысив старые рекорды на 17 ч.
В мае 1906 г. А. Вегенера зачисляют метеорологом в датскую научную экспедицию на северо-восточное побережье Гренландии, где он в течение 1906–1908 гг. во время санных маршрутов исследует состояние слоев атмосферы между 74 и 81° с. ш. с помощью привязных шаров и змеев.
В сентябре 1908 г. А. Вегенер возвращается из экспедиции на родину, в Гамбург. В этом городе он знакомится с известным метеорологом проф. В. Кёппеном, который в дальнейшем становится его близким другом, а с 1909 г. молодой учёный начинает читать лекции по метеорологии и практической астрономии в качестве приват-доцента Марбургского университета. Здесь же в течение четырёх последующих лет он обрабатывает материалы своих научных наблюдений в Гренландии, подготавливает монографию «Термодинамика атмосферы», а также публикует более сорока других научных трудов.
В 1910 г. А. Вегенер впервые задумывается над возможностью горизонтального перемещения материков, осенью 1911 г. находит этому палеонтологические доказательства и 6 января 1912 г. выступает в Геологическом обществе во Франкфурте-на-Майне с докладом «Образование крупных форм рельефа земной коры (континентов и океанов) на основании геофизических данных», а 10 января 1912 г. — в Обществе содействия естественным наукам в Марбурге с докладом «О горизонтальном перемещении континентов». В том же году в немецком научном журнале «Петермановские географические сообщения» публикуются две большие научные статьи А. Вегенера на тему упомянутых докладов («Происхождение континентов»).
Одновременно, ещё в апреле 1911 г., вместе со своим коллегой по прежней экспедиции в Гренландию капитаном И. Кохом А. Вегенер составляет план будущего пересечения этого острова в самой широкой его части. В мае 1912 г. А. Вегенер выезжает в Данию для участия в новой датской экспедиции в Гренландию. Здесь он вместе с И. Кохом летом 1913 г. осуществляет более чем тысячекилометровый лыжный переход через ледниковое плато из пункта у 76° с. ш. на восточном побережье Гренландии до пункта на 73° с. ш. на ее западном побережье. 15 октября 1913 г. экспедиция возвращается в Копенгаген, а 16 ноября 1913 г. А. Вегенер женится на дочери проф. В. Кёппена — Эльзе Кёппен. До 3 августа 1914 г. А. Вегенер продолжает работать приват-доцентом Марбургского университета, а затем в качестве офицера запаса призывается в действующую германскую армию.
В 1915 г. после двух тяжёлых ранений А. Вегенер получает длительный отпуск. Это позволяет ему завершить и опубликовать главный научный труд его жизни — «Происхождение материков и океанов». Книга сразу же вызывает большой интерес в Германии и Австрии, но из-за войны остаётся малоизвестной для учёных других стран.
В 1916 г. А. Вегенер получает звание титулярного профессора и его вновь призывают в действующую германскую армию в качестве офицера Военно-метеорологической службы. В этой должности он остаётся до конца войны и возвращается после демобилизации обратно в Марбург лишь 6 декабря 1918 г. Поскольку его место в Марбургском университете к этому времени уже занято, А. Вегенер с 15 апреля 1919 г. становится экстраординарным профессором Гамбургского университета и поселяется вместе со своей семьёй в доме проф. Кёппена, с которым он в дальнейшем (до 1923 г.) работает над составлением совместной монографии «Климаты геологического прошлого», основанной на мобилистских реконструкциях древних континентов. Кроме того, в 1919 г., совместно с И. Кохом, А. Вегенер публикует книгу «Через белую пустыню». В 1920 г. выходит второе, а в 1922 г. — третье издание его труда «Происхождение материков и океанов», которое приносит на сей раз его автору всемирную известность. В 1921 г. А. Вегенер публикует книгу «Происхождение лунных кратеров», а в 1924 г. — второе издание своей монографии «Термодинамика атмосферы».
В связи с упоминанием книги Вегенера о Луне следует особо подчеркнуть большое планетологическое значение развитой в ней концепции об ударно-метеоритном происхождении кратерных образований на поверхности естественного спутника Земли. Широкое развитие кратерных структур аналогичного генезиса установлено в настоящее время с помощью космических аппаратов на поверхности всех планет земной группы и большинства спутников планет-гигантов.
Таким образом, и в данном вопросе А. Вегенер предстаёт перед нами предвестником необходимости выделения особой метеоритно-кратерной стадии развития твёрдых оболочек не только землеподобных планет Солнечной системы, но также, вероятно, и всех других её достаточно значительных по своим размерам твёрдых космических тел.
В этот же гамбургский период жизни с 17 марта по 21 июня 1922 г. А. Вегенер посещает Кубу и Мексику, где испытывает специальный метеорологический теодолит, а затем в 1923–1924 гг. выезжает в Австрию для чтения лекций в университете города Грац. С 1 апреля 1924 г. А. Вегенер получает постоянную должность профессора геофизики и метеорологии в этом университете, благодаря чему в Грац переезжает вся его семья, а вместе с ней и проф. В. Кёппен.
В 1928 г. А. Вегенер соглашается на предложение Общества содействия немецкой науке создать и возглавить крупную германскую экспедицию в Гренландию. Весь 1929 г. проходит в подготовительных работах. Так, например, в марте этого года А. Вегенеру приходится побывать в Финляндии на испытании аэросаней для экспедиции, а в апреле отправить в Гренландию первую экспедиционную партию. Основной её отряд отплывает из Копенгагена под руководством А. Вегенера 1 апреля 1930 г. Незадолго до этого, в конце 1929 г., выходит в свет последнее прижизненное (четвёртое) издание его книги «Происхождение континентов и океанов».
31 июля 1930 г. экспедиция создаёт внутриостровную станцию «Айсмитте» на вершине ледникового щита Гренландии в районе с координатами около 70°30′ с. ш. и 40° з. д., в 400 км от западного побережья острова.
22 сентября 1930 г. А. Вегенер выступает во главе спасательной партии в сторону станции «Айсмитте», до которой добирается на собаках вместе с Ф. Лёве и В. Расмусом 30 октября 1930 г.
1 ноября, в день своего пятидесятилетия, из-за недостатка продовольствия на «Айсмитте» А. Вегенер вместе с гренландцем В. Расмусом отправляется в обратный путь к побережью острова, но, вероятно, 15 ноября 1930 г., приблизительно в середине пути, погибает от холода. В. Расмус заботливо хоронит его в снегу, а затем несколькими днями позже сам бесследно пропадает в снежной пустыне ледникового плато. Осенью 1931 г. программа этой германской экспедиции в Гренландию была успешно завершена под руководством Курта Вегенера, и экспедиция возвратилась на родину.
Несмотря на всю лапидарность приведённого перечня основных событий жизни А. Вегенера, он предстаёт перед нами увлечённым, серьёзным и разносторонним, чуждым трафарета учёным — геофизиком, метеорологом, планетологом, а также геологом-тектонистом и геологом-палеоклиматологом и, конечно же, крупным полярным исследователем. Всё, что нам известно о нем, убедительно показывает, что А. Вегенер был не только страстным и глубоко эрудированным мыслителем, но также спокойным полемистом, уважавшим своих идейных противников и избегавшим по их адресу недопустимых при ведении научного спора резких слов. А это дано не всем, и это с особой силой характеризовало личность Вегенера как истинно талантливого и благородного человека.
А. Вегенер оставил ценные идеи во всех областях знания, которыми занимался, причём в каждую из них он внёс так много нового, как удавалось сделать далеко не многим специалистам, посвятившим каждой из них в отдельности всю свою жизнь. Несомненно, он сделал бы гораздо больше, если бы героически не погиб на вершине ледяного купола Гренландии во имя спасения жизни трёх товарищей по полярной экспедиции, которой он руководил.
А. Вегенер, конечно, не был геологом в полном смысле этого слова, однако неизгладимый след он оставил именно в геологии, подарив ей, как тектонист, смелую и необычную гипотезу, которой (теперь уже несомненно) принадлежит вечная жизнь в науках о Земле. И это действительно так. Как видно из текста книги, учёный внимательно и честно использовал практически весь арсенал известных ему и его современникам главных фактов, добытых геологами, геофизиками и палеонтологами к 20-м годам нашего столетия.
В отличие от некоторых исследователей он никогда не «выдёргивал» отдельные факты, пригодные только лишь для доказательства справедливости своей концепции, а критически осмысливал и использовал весь их комплекс. В этом и заключалась основная сила его гипотезы по сравнению со многими другими тектоническими построениями, предлагавшимися до и после него. Поэтому крайне несправедливо и по меньшей мере странно звучит в настоящее время упрёк ему в противоположном.
Альфред Лотар Вегенер родился 1 ноября 1880 г. в Берлине в семье доктора теологии Рихарда Вегенера и его жены Анны Вегенер. После окончания берлинской гимназии А. Вегенер продолжил своё образование в Гейдельбергском, Инсбрукском и Берлинском университетах, где изучал специальные курсы по астрономии, метеорологии и геофизике. В течение года он работал в астрономическом обществе «Урания» в Берлине, а 24 ноября 1904 г. получил в Берлинском университете учёную степень доктора философии.
С 1 января 1905 г. А. Вегенер — технический ассистент аэрологической обсерватории в Линденберге, где вместе с ним работает его брат Курт Вегенер. Оба они в течение 5–7 апреля 1906 г., ведя метеорологические наблюдения в полете на воздушном шаре, устанавливают новый мировой рекорд продолжительности полёта — 52 ч, превысив старые рекорды на 17 ч.
В мае 1906 г. А. Вегенера зачисляют метеорологом в датскую научную экспедицию на северо-восточное побережье Гренландии, где он в течение 1906–1908 гг. во время санных маршрутов исследует состояние слоев атмосферы между 74 и 81° с. ш. с помощью привязных шаров и змеев.
В сентябре 1908 г. А. Вегенер возвращается из экспедиции на родину, в Гамбург. В этом городе он знакомится с известным метеорологом проф. В. Кёппеном, который в дальнейшем становится его близким другом, а с 1909 г. молодой учёный начинает читать лекции по метеорологии и практической астрономии в качестве приват-доцента Марбургского университета. Здесь же в течение четырёх последующих лет он обрабатывает материалы своих научных наблюдений в Гренландии, подготавливает монографию «Термодинамика атмосферы», а также публикует более сорока других научных трудов.
В 1910 г. А. Вегенер впервые задумывается над возможностью горизонтального перемещения материков, осенью 1911 г. находит этому палеонтологические доказательства и 6 января 1912 г. выступает в Геологическом обществе во Франкфурте-на-Майне с докладом «Образование крупных форм рельефа земной коры (континентов и океанов) на основании геофизических данных», а 10 января 1912 г. — в Обществе содействия естественным наукам в Марбурге с докладом «О горизонтальном перемещении континентов». В том же году в немецком научном журнале «Петермановские географические сообщения» публикуются две большие научные статьи А. Вегенера на тему упомянутых докладов («Происхождение континентов»).
Одновременно, ещё в апреле 1911 г., вместе со своим коллегой по прежней экспедиции в Гренландию капитаном И. Кохом А. Вегенер составляет план будущего пересечения этого острова в самой широкой его части. В мае 1912 г. А. Вегенер выезжает в Данию для участия в новой датской экспедиции в Гренландию. Здесь он вместе с И. Кохом летом 1913 г. осуществляет более чем тысячекилометровый лыжный переход через ледниковое плато из пункта у 76° с. ш. на восточном побережье Гренландии до пункта на 73° с. ш. на ее западном побережье. 15 октября 1913 г. экспедиция возвращается в Копенгаген, а 16 ноября 1913 г. А. Вегенер женится на дочери проф. В. Кёппена — Эльзе Кёппен. До 3 августа 1914 г. А. Вегенер продолжает работать приват-доцентом Марбургского университета, а затем в качестве офицера запаса призывается в действующую германскую армию.
В 1915 г. после двух тяжёлых ранений А. Вегенер получает длительный отпуск. Это позволяет ему завершить и опубликовать главный научный труд его жизни — «Происхождение материков и океанов». Книга сразу же вызывает большой интерес в Германии и Австрии, но из-за войны остаётся малоизвестной для учёных других стран.
В 1916 г. А. Вегенер получает звание титулярного профессора и его вновь призывают в действующую германскую армию в качестве офицера Военно-метеорологической службы. В этой должности он остаётся до конца войны и возвращается после демобилизации обратно в Марбург лишь 6 декабря 1918 г. Поскольку его место в Марбургском университете к этому времени уже занято, А. Вегенер с 15 апреля 1919 г. становится экстраординарным профессором Гамбургского университета и поселяется вместе со своей семьёй в доме проф. Кёппена, с которым он в дальнейшем (до 1923 г.) работает над составлением совместной монографии «Климаты геологического прошлого», основанной на мобилистских реконструкциях древних континентов. Кроме того, в 1919 г., совместно с И. Кохом, А. Вегенер публикует книгу «Через белую пустыню». В 1920 г. выходит второе, а в 1922 г. — третье издание его труда «Происхождение материков и океанов», которое приносит на сей раз его автору всемирную известность. В 1921 г. А. Вегенер публикует книгу «Происхождение лунных кратеров», а в 1924 г. — второе издание своей монографии «Термодинамика атмосферы».
В связи с упоминанием книги Вегенера о Луне следует особо подчеркнуть большое планетологическое значение развитой в ней концепции об ударно-метеоритном происхождении кратерных образований на поверхности естественного спутника Земли. Широкое развитие кратерных структур аналогичного генезиса установлено в настоящее время с помощью космических аппаратов на поверхности всех планет земной группы и большинства спутников планет-гигантов.
Таким образом, и в данном вопросе А. Вегенер предстаёт перед нами предвестником необходимости выделения особой метеоритно-кратерной стадии развития твёрдых оболочек не только землеподобных планет Солнечной системы, но также, вероятно, и всех других её достаточно значительных по своим размерам твёрдых космических тел.
В этот же гамбургский период жизни с 17 марта по 21 июня 1922 г. А. Вегенер посещает Кубу и Мексику, где испытывает специальный метеорологический теодолит, а затем в 1923–1924 гг. выезжает в Австрию для чтения лекций в университете города Грац. С 1 апреля 1924 г. А. Вегенер получает постоянную должность профессора геофизики и метеорологии в этом университете, благодаря чему в Грац переезжает вся его семья, а вместе с ней и проф. В. Кёппен.
В 1928 г. А. Вегенер соглашается на предложение Общества содействия немецкой науке создать и возглавить крупную германскую экспедицию в Гренландию. Весь 1929 г. проходит в подготовительных работах. Так, например, в марте этого года А. Вегенеру приходится побывать в Финляндии на испытании аэросаней для экспедиции, а в апреле отправить в Гренландию первую экспедиционную партию. Основной её отряд отплывает из Копенгагена под руководством А. Вегенера 1 апреля 1930 г. Незадолго до этого, в конце 1929 г., выходит в свет последнее прижизненное (четвёртое) издание его книги «Происхождение континентов и океанов».
31 июля 1930 г. экспедиция создаёт внутриостровную станцию «Айсмитте» на вершине ледникового щита Гренландии в районе с координатами около 70°30′ с. ш. и 40° з. д., в 400 км от западного побережья острова.
22 сентября 1930 г. А. Вегенер выступает во главе спасательной партии в сторону станции «Айсмитте», до которой добирается на собаках вместе с Ф. Лёве и В. Расмусом 30 октября 1930 г.
1 ноября, в день своего пятидесятилетия, из-за недостатка продовольствия на «Айсмитте» А. Вегенер вместе с гренландцем В. Расмусом отправляется в обратный путь к побережью острова, но, вероятно, 15 ноября 1930 г., приблизительно в середине пути, погибает от холода. В. Расмус заботливо хоронит его в снегу, а затем несколькими днями позже сам бесследно пропадает в снежной пустыне ледникового плато. Осенью 1931 г. программа этой германской экспедиции в Гренландию была успешно завершена под руководством Курта Вегенера, и экспедиция возвратилась на родину.
Несмотря на всю лапидарность приведённого перечня основных событий жизни А. Вегенера, он предстаёт перед нами увлечённым, серьёзным и разносторонним, чуждым трафарета учёным — геофизиком, метеорологом, планетологом, а также геологом-тектонистом и геологом-палеоклиматологом и, конечно же, крупным полярным исследователем. Всё, что нам известно о нем, убедительно показывает, что А. Вегенер был не только страстным и глубоко эрудированным мыслителем, но также спокойным полемистом, уважавшим своих идейных противников и избегавшим по их адресу недопустимых при ведении научного спора резких слов. А это дано не всем, и это с особой силой характеризовало личность Вегенера как истинно талантливого и благородного человека.
А. Вегенер оставил ценные идеи во всех областях знания, которыми занимался, причём в каждую из них он внёс так много нового, как удавалось сделать далеко не многим специалистам, посвятившим каждой из них в отдельности всю свою жизнь. Несомненно, он сделал бы гораздо больше, если бы героически не погиб на вершине ледяного купола Гренландии во имя спасения жизни трёх товарищей по полярной экспедиции, которой он руководил.
А. Вегенер, конечно, не был геологом в полном смысле этого слова, однако неизгладимый след он оставил именно в геологии, подарив ей, как тектонист, смелую и необычную гипотезу, которой (теперь уже несомненно) принадлежит вечная жизнь в науках о Земле. И это действительно так. Как видно из текста книги, учёный внимательно и честно использовал практически весь арсенал известных ему и его современникам главных фактов, добытых геологами, геофизиками и палеонтологами к 20-м годам нашего столетия.
В отличие от некоторых исследователей он никогда не «выдёргивал» отдельные факты, пригодные только лишь для доказательства справедливости своей концепции, а критически осмысливал и использовал весь их комплекс. В этом и заключалась основная сила его гипотезы по сравнению со многими другими тектоническими построениями, предлагавшимися до и после него. Поэтому крайне несправедливо и по меньшей мере странно звучит в настоящее время упрёк ему в противоположном.
Информация:
— Следующая статья | А. Вегенер: «Происхождение континентов и океанов»