Источник: [43] A. Born, Isostasie und Schweremessung. Berlin 1923.
- Сущность теории дрейфа (перемещения) материков и её отношение к господствовавшим до сих пор представлениям об изменениях поверхности земли в течение геологического времени
После стаивания материкового льда постепенно снова достигается прежнее положение равновесия, причём береговые линии, сформировавшиеся в процессе опускания, также поднимаются вверх. «Карты изобаз» де Геера [23], построенные по береговым линиям для последнего оледенения Скандинавии, указывают на понижение центральной части полуострова по меньшей мере на 250 м, которое постепенно уменьшается к периферии. Для максимального из четвертичных оледенений можно предположить ещё более высокие значения. На рис. 3 воспроизведена карта этого послеледникового подъёма Фенноскандии по Хёгбому (из Борна [43]). - Геофизические аргументы
Теория изостазии служит также непосредственным критерием при рассмотрении вопроса о возможности горизонтального перемещения континентов. Выше уже указывалось на изостатические компенсационные движения, прекраснейшим примером которых является продолжающийся ещё и теперь подъем Скандинавии приблизительно на 1 м в столетие. Это поднятие можно рассматривать как результат разгрузки, произошедшей более 10 000 лет тому назад благодаря таянию слоя льда — ледяной шапки материка. Наибольшее поднятие в настоящее время можно наблюдать именно там, где лёд исчез позже всего. Это очень хорошо видно на составленной Виттиигом карте, приведённой на рис. 11 (по Борну [43]). Борн [43] показал, что эта область поднятия характеризуется минимумом силы тяжести, насколько это можно судить по ещё скудным до сих пор наблюдениям (рис. 12), и что так и должно быть в действительности, если кора ещё находится ниже своего положения равновесия. Нансен [222] дал наиболее подробное описание всех явлений, относящихся к поднятию Скандинавии.